Menu
RSS

27-го декабря день рождения Дяди Васи...

  • Written by 
россия 21 век

Василий Филиппович Маргелов (27 декабря 1908 Екатеринослав — 4 марта 1990 Москва) — советский военачальник, командующий Воздушно-десантными войсками в 1954—1959 и 1961—1979 годах, генерал армии (1967), Герой Советского Союза (1944), лауреат Государственной премии СССР (1975), кандидат военных наук (1968).

 

С 1924 года работал в Екатеринославе на шахте им. М. И. Калинина чернорабочим, затем коногоном (погонщиком лошадей, возящих вагонетки).
В 1925 году направлен в Белорусскую ССР, лесником в леспромхоз. Работал в Костюковичах, в 1927 году стал председателем рабочего комитета леспромхоза, избран в местный Совет.
В 1928 году призван в Красную армию. Направлен учиться в Объединённую белорусскую военную школу в Минске, зачислен в группу снайперов. Со II-го курса — старшина пулемётной роты. Член ВКП(б) с 1929 года. В апреле 1931 года с отличием окончил Объединённую белорусскую военную школу. Назначен командиром пулемётного взвода полковой школы 99-го стрелкового полка 33-й Белорусской стрелковой дивизии (г. Могилёв). С 1933 года — командир взвода в Объединённой белорусской военной школе. В феврале 1934 года назначен помощником командира роты, в мае 1936 года — командиром пулемётной роты. С 25 октября 1938 года командовал 2-м батальоном 23-го стрелкового полка 8-й Минской стрелковой дивизии им. Дзержинского Белорусского Особого военного округа. Возглавлял разведку 8-й стрелковой дивизии, будучи на должности начальника 2‑го отделения штаба дивизии. На этой должности участвовал в Польском походе РККА в 1939 году.

В годы советско-финляндской войны (1939—1940) командовал Отдельным разведывательным лыжным батальоном 596-го стрелкового полка 122‑й дивизии (первоначально была размещена в Бресте, в ноябре 1939 г. направлена в Карелию). Во время одной из операций взял в плен офицеров шведского Генерального штаба.

В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, назначен командиром 3-го стрелкового полка 1-й дивизии народного ополчения Ленинградского фронта (основу полка составили бойцы бывшего 15 одисб). 21 ноября 1941 года назначен командиром 1-го Особого лыжного полка моряков КБФ. Вопреки разговорам о том, что Маргелов «не приживётся», морпехи приняли командира, что особенно подчёркивало обращение к нему по флотскому эквиваленту звания «майор» — «Товарищ капитан 3-го ранга».

Впоследствии, став командующим ВДВ, в знак того, что десантники переняли славные традиции старшего брата — морской пехоты и с честью их продолжали, Маргелов добился, чтобы десантники получили право носить тельняшки; но, дабы подчеркнуть принадлежность к небу, у десантников они голубого цвета.

С июля 1942 года — командир 13-го гвардейского стрелкового полка, начальник штаба и заместитель командира 3-й гвардейской стрелковой дивизии. После ранения командира дивизии К. А. Цаликова командование на время его лечения перешло к начальнику штаба Василию Маргелову. Под руководством Маргелова 17 июля 1943 года бойцы 3-й гвардейской дивизии прорвали 2 линии обороны гитлеровцев на Миус-фронте, овладели селом Степановка и обеспечили плацдарм для штурма Саур-Могилы.

С 1944 года — командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Украинского фронта. Руководил действиями дивизии при форсировании Днепра и освобождении Херсона, за что в марте 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Под его командованием 49-я гвардейская стрелковая дивизия участвовала в освобождении Юго-Восточной Европы.

За время войны командир Маргелов был десять раз упомянут в благодарственных приказах Верховного Главнокомандующего. На Параде Победы в Москве гвардии генерал-майор Маргелов командовал батальоном в Сводном полку 2-го Украинского фронта.

В 1948 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова, и 30 апреля этого года назначен командиром 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии (Псков).

С апреля 1950 по май 1952 и с апреля 1953 по июнь 1954 года — командир 37-го гвардейского Свирского Краснознамённого воздушно-десантного корпуса (Дальний Восток).

С июня 1954 по 1959 год — командующий воздушно-десантными войсками. В марте 1959 года после ЧП в артиллерийском полку 76-й воздушно-десантной дивизии (групповое изнасилование гражданских женщин) был понижен в должности до первого заместителя командующего ВДВ. С июля 1961 по январь 1979 года — вновь командующий ВДВ.

28 октября 1967 года ему было присвоено воинское звание «генерал армии». Руководил действиями ВДВ при вводе войск в Чехословакию (Операция «Дунай»).

С января 1979 года — в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Выезжал в командировки в войска ВДВ, был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Рязанском воздушно-десантном училище.

За время службы в ВДВ совершил более шестидесяти прыжков, последний из них — в 65-летнем возрасте.

Скончался 4 марта 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Вклад в становление и развитие ВДВ

В истории Воздушно-десантных войск, да и в вооружённых силах России и других стран бывшего Советского Союза его имя останется навсегда. Он олицетворял целую эпоху в развитии и становлении ВДВ, с его именем связаны их авторитет и популярность не только в нашей стране, но и за рубежом…

…В. Ф. Маргелов понял, что в современных операциях успешно действовать в глубоком тылу противника смогут только высокомобильные, способные к широкому манёвру десанты. Он категорически отверг установку на удержание захваченного десантом района до подхода наступающих с фронта войск методом жёсткой обороны как пагубную, ибо в этом случае десант будет быстро уничтожен.

Под более чем двадцатилетним началом Маргелова десантные войска стали одними из самых мобильных в боевой структуре Вооружённых сил, престижных службой в них, особо почитаемых в народе… Фотография Василия Филипповича в дембельские альбомы шла у солдат по самой высокой цене — за комплект нагрудных знаков. Конкурс в Рязанское воздушно-десантное училище перекрывал цифры ВГИКа и ГИТИСа, а срезавшиеся на экзаменах абитуриенты по два-три месяца, до снегов и морозов, жили в лесах под Рязанью в надежде, что кто-то не выдержит нагрузок и можно будет занять его место.

В военной теории считалось, что после немедленного использования ядерных ударов и для сохранения высоких темпов наступления необходимо широкое применение воздушных десантов. В этих условиях Воздушно-десантные войска должны были полностью соответствовать военно-стратегическим целям войны и отвечать военно-политическим целям государства.

«Чтобы выполнять свою роль в современных операциях надо, чтобы наши соединения и части были высокоманёвренными, укрытыми бронёй, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счёту, идеал, к которому мы должны стремиться.»

Для достижения поставленных целей под руководством Маргелова была разработана концепция роли и места ВДВ в современных стратегических операциях на различных театрах военных действий. На эту тему Маргеловым написан ряд работ, а 4 декабря 1968 года успешно защищена кандидатская диссертация (присуждена учёная степень кандидата военных наук решением Совета Военной ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова академии им. М. В. Фрунзе). В практическом плане регулярно проводились учения и командирские сборы ВДВ.

Необходимо было преодолевать разрыв между теорией боевого применения ВДВ и сложившейся организационной структурой войск, а также возможностями военно-транспортной авиации. Вступив в должность Командующего, Маргелов получил войска, состоящие, в основном, из пехоты с лёгким вооружением и военно-транспортной авиации как составной части ВДВ, которая была оснащена самолётами Ли-2, Ил-14, Ту-2 и Ту-4 с существенно ограниченными десантными возможностями. Фактически ВДВ не были способны решать крупные задачи в военных операциях.

Маргелов инициировал создание и серийное производство на предприятиях военно-промышленного комплекса средств десантирования, тяжёлых парашютных платформ, парашютных систем и тары для десантирования грузов, грузовых и людских парашютов, парашютных приборов. «Технике не прикажешь, поэтому добивайтесь создания в КБ, промышленности, в ходе испытаний надёжных парашютов, безотказной работы тяжёлой воздушно-десантной техники», — говорил Маргелов при постановке задач своим подчинённым.

Для десантников создавались модификации стрелкового оружия, упрощающие его десантирование на парашюте — меньший вес, складывающийся приклад.

Специально для нужд ВДВ в послевоенные годы разрабатывалась и модернизировалась новая боевая техника: авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76 (1949), лёгкая АСУ-57 (1951), плавающая АСУ-57П (1954), самоходная установка АСУ-85, гусеничная боевая машина Воздушно-десантных войск БМД-1 (1969). После поступления первых партий БМД-1 в войска были прекращены попытки десантирования БМП-1, которые не увенчались успехом. Также было разработано семейство вооружения на её базе: артиллерийские самоходные орудия «Нона», машины управления огнём артиллерии, командно-штабные машины Р-142, радиостанции дальней связи Р-141, противотанковые комплексы, разведывательная машина. Зенитные части и подразделения также оснащались бронетранспортёрами, на которых размещались расчёты с переносными комплексами и боезапасом.

К концу 1950-х годов были приняты на вооружение и поступили в войска новые самолёты Ан-8 и Ан-12, которые обладали грузоподъёмностью до 10-12 тонн и достаточной дальностью полёта, что делало возможным десантирование больших групп личного состава со штатной боевой техникой и вооружением. Позднее стараниями Маргелова Воздушно-десантные войска получили новые военно-транспортные самолёты — Ан-22 и Ил-76.

В конце 1950-х годов на вооружении войск появились парашютные платформы ПП-127, предназначенные для десантирования парашютным способом артиллерии, автотранспорта, радиостанций, инженерной техники и другого. Были созданы парашютно-реактивные средства десантирования, которые за счёт создаваемой двигателем реактивной тяги позволяли приблизить скорость приземления груза к нулю. Такие системы позволяли значительно удешевить десантирование за счёт отказа от большого количества куполов большой площади.

5 января 1973 года на парашютодроме ВДВ «Слободка» под Тулой впервые в мировой практике в СССР было произведено десантирование на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолёта Ан-12Б гусеничной боевой бронированной машины БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Командиром экипажа был подполковник Леонид Гаврилович Зуев, а оператором-наводчиком — старший лейтенант Александр Васильевич Маргелов.

23 января 1976 года, также впервые в мировой практике, десантированная из того же типа самолёта, произвела мягкую посадку БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр» также с двумя членами экипажа на борту — майором Маргеловым Александром Васильевичем и подполковником Щербаковым Леонидом Ивановичем. Из-за ограниченности внутреннего пространства БМД оказалось невозможным нахождение в ней экипажа с парашютами, поэтому десантирование производилось без индивидуальных средств спасения, что значительно увеличивало риск. Известно, что Василий Филиппович во время десантирования сына находился на командном пункте с заряженным пистолетом наготове, чтобы в случае неудачи застрелиться. За это время он выкурил больше пачки папирос. Через двадцать лет за подвиг семидесятых годов обоим офицерам — испытателям было присвоено звание Героя России.

back to top